Супруги Филевы: небесная любовь

В авиакатастрофе погибла акционер авиакомпании S7 Наталия Филева, владевшая состоянием в $600 млн.

«Мир новостей» рассказывает об уникальной семье Филевых — о наших русских людях, о которых должны говорить не меньше, чем об Илоне Маске.

Тишь воскресного вечера разорвала оглушительная новость. При попытке зайти на посадку разбился самолет Epic LT, погибла жена владельца авиакомпании S7 Владислава Филева Наталия, а также ее отец Валерий Карачев, который направлялся на лечение в Германию. Прибывшим на место авиакатастрофы спасателям оставалось лишь залить обломки самолета пеной.

Три года назад сам Владислав Филев из-за ошибок в эксплуатации Epic LT совершил аварийную посадку в Домодедове, сел на фюзеляж и чудом спас свою жизнь, парализовав взлетно-посадочную полосу. Но теперь их семье уйти от судьбы не удалось.

БИЗНЕС В НОВОСИБИРСКЕ

Владислав Филев родился в самом конце лета 1963 года в Южно-Сахалинске в семье военного. Отца часто переводили по службе: на Украину, в Москву, в Сибирь. Семья ездила с ним. Влад окончил Военный инженерный Краснознаменный институт имени А.Ф. Можайского. В 1985-1993 годах служил офицером в Ракетных войсках стратегического назначения в должности военного инженера. Тогда же, в 1992-м, попал в автокатастрофу, после чего был вынужден уволиться из Вооруженных сил РФ.

Стать бизнесменом военному инженеру помогла его дружба с учредителем инвестиционной компании «Еврофинансы», а впоследствии основателем сети «Иль де Ботэ» Алексеем Грибковым. Они вместе учились в институте, а в начале 90-х уволились из армии и пошли зарабатывать деньги.

Супруга Филева Наталия окончила Новосибирский электротехнический институт по специальности «инженер-радиомеханик». Позже она получила диплом управленца по организации производства в Новосибирском институте народного хозяйства.

В начале 90-х будущая владелица одной из ведущих авиакомпаний вышла замуж за Владислава Филева. С тех пор все успехи супругами достигались исключительно совместными усилиями.

В 90-е Наталия работала на нескольких коммерческих предприятиях, в том числе в новосибирском Гарант банке. И вот «Еврофинансы» оформили на нее лицензию, занялись операциями с векселями, зачетами, ГКО. Выкупали эмиссии городских, областных векселей и ждали момента, когда крупным местным предприятиям придет время платить налоги. У заводов денег не было, поэтому они соглашались на предложение Филевых заплатить долги в обмен на их продукцию.

КАК НАЙТИ $20 В КРИЗИСНОМ 1989-М

Так супруги Филевы и попали в авиацию. Авиаотряд «Сибирь» из аэропорта Толмачево отправил на ремонт в Минводы один из своих самолетов. Местный завод провел работы, но отряд не смог их оплатить.

Филевы погасили долг в 3 млн рублей и вызволили самолет, но авиакомпания и с ними не смогла рассчитаться. Чиновники предложили Филевым собрать контрольный пакет акций, пообещав затем его выкупить.

Филевы быстро собрали недостающие 26%. Деньги занимали у московских знакомых и новосибирских компаний. Собрали $20 млн, это страшная сумма по тому времени. Но в администрации с выкупом не спешили, и тогда в 1998 году Филевы решили сами консолидировать контрольный пакет, закрыли свою финансовую компанию и всей командой перешли работать в «Сибирь», прежнее руководство которой было уволено.

Авиапарк рос. За следующие пару лет Филевы скупили самолеты еще пяти обанкротившихся региональных компаний — «Саяна», «Энкора», авиапредприятий Барнаула, Кемерова и Томска.

Получив «Сибирь», Владислав Филев чуть было не купил еще и «Внуковские авиалинии». Объединенная авиакомпания могла претендовать на 40 основных магистральных маршрутов из 150 существовавших в то время, на 10% российского пассажиропотока.

Филев уже переехал в Москву, стал гендиректором «Внуковских авиалиний», перевез свою команду менеджеров. Но в последний момент условия продажи поменялись. Тогда супруги Филевы отказались от сделки и вернулись в Новосибирск.

После этого «Внуковские авиалинии» пережили банкротство. Вся недвижимость и авиапарк достались фирме «Центролизинг», которая в начале нулевых продала это добро неназванному покупателю. По некоторым данным, все бывшие самолеты авиакомпании перешли именно в пользование «Сибири». «Расплатились за самолеты векселями Сбербанка, которые привезли из Новосибирска в обычном чемоданчике», — вспоминали люди.

Уже тогда «Сибирь» стала второй отечественной авиакомпанией по числу перевезенных пассажиров, уступая лишь «Аэрофлоту». С другой стороны, Филевы получили в наследство долги обанкротившегося перевозчика на сумму почти миллиард рублей. На их выплату у супругов ушло восемь лет.

СМЕРТНИЦА, УКРАИНСКАЯ ПВО

Большой бизнес Филевых не обходился без трагедий. В 2001 году украинские силы ПВО сбили Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Через год пассажирский лайнер их перевозчика взорвала смертница.

В 2006 году самолет «Сибири» при посадке в аэропорту Новосибирска выкатился за пределы полосы и врезался в постройки. Во всех этих ЧП в общей сложности погибли 250 человек. А ведь каждая такая трагедия несет около $100 млн убытков для авиакомпании. Это страховые выплаты людям, экипажу, большой отток пассажиров.

Поэтому Филевы в 2006 году решили, что нужен ребрендинг. Так сказать, захотели сменить карму. Авиакомпания получила название S7 и новый фюзеляж салатового оттенка. Начал обновляться и авиапарк: было решено отказаться от эксплуатации советских самолетов, включая Ту-154.

Наталия Филева и возглавила образовавшуюся структуру — S7 Group. В холдинг также вошли офисы по продаже билетов, турагентство, операторы техподдержки самолетов и дочерний перевозчик «Глобус». А вот Владислав Филев остался руководить главной авиакомпанией, которая отныне именовалась S7 Airlines. Позже он занял пост главы S7 Grouр, а его супруга села в кресло председателя совета директоров.

Впоследствии S7 Airlines возглавила рейтинг самых эффективных авиакомпаний России, по версии Forbes. Ну а Наталия Филева вошла в топ-5 богатейших женщин страны с состоянием $600 млн.

ПОЛЕТЫ В КОСМОС

Несколько лет назад супруги Филевы вообще устремились в космос. Осенью 2016 года S7 Group подписала контракт на покупку у корпорации «Энергия» плавучего космодрома Sea Launch, всего оборудования к нему, наземной базы в порту Лонг-Бич и одноименного товарного знака. Общая сумма сделки — $167 миллионов.

Через год компании S7 Space выдали лицензию на космическую деятельность в России. Она стала первой коммерческой организацией в стране, которая могла оказывать международные космические услуги. А в прошлом году S7 Sрасе анонсировала создание на базе элементов МКС орбитального космодрома. По задумке, он станет ключевой станцией перспективной космической транспортной системы «ближний космос — дальний космос». Проект намечен на 2022-2024 годы.

«Это не дань моде, я собираюсь заработать денег, — объяснял Владислав Филев. — Мы купили плавучий космодром и ракеты-носители. Ракеты разрабатывались еще в советские времена. Да, Илон Маск создал недавно новую ракету, но наша уже 40 лет работает отлично. В дальнейшем сделаем качественно новый продукт. Мы ждем, что в ближайшие 15 лет произойдет революция в космической авиации. Она станет доступной, и мы сможем слетать на Луну, чтобы посмотреть там балет».

* Владислав и Наталия Филевы с дочерьми

 

«АТЛАНТ РАСПРАВИЛ ПЛЕЧИ»

Филевы всегда считали для себя образцом героев произведения писательницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Основная идея романа заключается в том, что мир держится на талантливых творцах-одиночках, которых автор сравнивает с мифическим титаном Атлантом, держащим на плечах небесный свод. Если эти люди перестанут творить («держать небо на плечах»), то мир рухнет. Именно это и происходит в книге…

Гибель Наталии Филевой в авиакатастрофе можно сравнить с таким же крахом.

«Есть два больших типа предпринимателей: воины и солдаты, — говорил не так давно Владислав Филев. — Риски для воинов — это образ жизни. А вот я — солдат, и если могу не брать риск, то не буду его брать».

Но в жизни супругов Филевых было слишком много риска. И теперь солдат остался один. «Мир новостей» выражает свои искренние соболезнования в связи с гибелью Наталии Филевой.

Источник: mirnov.ru

Добавить комментарий